Основные принципы и функции воспитательного процесса
Содержание воспитания и его организационные формы
разрабатываются на основе принципов, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.
Первый принцип- гармония человека с природой. В процессе обучения и воспитания необходимо учитывать природные свойства, природные
таланты ребенка, относиться к ним предельно бережно.
Второй принцип- гармония человека с культурой. Культурологический фактор требует приобщения всех детей к знаниям об эстетических канонах, принципах, законах, традициях, формирования представлений об этических идеалах народа, на которых строятся различные составляющие национальной культуры.
Третий принципраскрывается в различных взаимоотношениях человека с другими людьми. Необходимо воспитывать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера своей профессии.
Четвертый принцип- самосоздание личности или отношение личности к самой себе.
Особое внимание следует уделять влиянию школы на социализацию личности школьника, его адаптированность к новым экономическим условиям: самоопределению, самовоспитанию, улучшению духовного и нравственного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранению культурных и национальных традиций.
Необходимо прилагать усилия к созданию условий для максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей, дарований, которые удовлетворяют потребности ребенка, что дает возможность оценить себя, включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъективную позицию как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие и другие важные личностные качества.
Воспитательная система школы
предполагает следующие функции:
- развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, развитие творческой личности, способной к самовыражению, самореализации;
- интегрирующую, обеспечивающую расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
- защитную, способствующую изменению типа взаимоотношений ребенка и взрослого, в основе которых должно быть сочувствие, сопереживание, взаимопонимание;
- корректирующую, направленную на коррекцию поведения и общения ребенка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности;
- компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации творческих способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающей успешность совместной деятельности детей и взрослых;
- управленческую, ориентированную на оптимизацию функционирования и развития школы, создание условий для профессионального роста педагога, взаимодействие всех участников воспитательной системы.
Главная идея, которой педагогический коллектив руководствуется в организации жизнедеятельности школьников,-это идея творчества.
1. Целевой блок
Целевая направленность школы- формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции в
самореализации и самоопределении учебной и профессиональной деятельности.
Задачи:
- Определение и использование наиболее продуктивных форм и способов;
- интеллектуального развития ребенка, профессионального роста педагога;
- Создание условий для проявления и раскрытия творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса;
- Формирование развивающей нравственно и эмоционально благоприятной внутренней и внешней среды для становления личности как ученика так и учителя;
- Создание ученического самоуправления;
- Развитие и упрочнение детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения, социализации,социальной адаптации, творческого развития каждого ученика.
Содержание воспитательной работы
В качестве системообразующих определены
следующие виды деятельности:
- познавательнаядеятельность, расширяющая кругозор, любознательность школьника и формирующая потребность в образовании и интеллектуальном развитии;
- художественнаядеятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям;
- спортивнаядеятельность, способствующая здоровому образу жизни, красоте физической и высокой гигиене жизни;
- трудоваядеятельность в виде самообслуживающего, общественно полезного труда, положительное отношение к которому является показателем человеческой сущности, отношения к людям и прежде всего к самому себе;
- ценностно-ориентировочнаядеятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личной причастности к миру во всех его проявлениях;
- общественнаядеятельность, формирующая активную гражданскую позицию подростка и приобщающая его к возможности и желанию активного преобразования действительности;
- свободноеобщение, осуществляемое как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человек